Святой великомученик Дмитрий Солунский был одним из самых известных и почитаемых святых на Руси былого времени. До сегодняшнего дня с ним связано огромное количество названий, традиций и интересных фактов. Почитание его было так велико, что практически во всех монастырях и соборах древней Руси было миро от его мощей, частичка гроба или одежды.
Именно благодаря этому святому было так распространено на Руси имя Дмитрий. (От татаро-монгольского игра избавил Дмитрий Донской, от польского – Дмитрий Пожарский, названные в честь этого прославленного святого...) Русские цари называли своих первенцем Дмитриями, (Ярослав I, Юрий Долгорукий, Иоанн II, Иоанн Грозный, Алексея Михайловича), а день его памяти считался большим праздником и службу вел сам Патриарх в присутствии царя. В старинных русских сказаниях великомученик Димитрий представляется помощником и заступником русских в борьбе с татаро-монгольским игом. (Интересный факт: согласно летописи преподобного Нестора, взятие Олегом Вещим Константинополя, греки приписывали не воинской доблести славян, а помощи святого вмч. Дмитрия Солунского, их покровителя… Значит, в войске язычника Олега и были христиане?).
Пострадал в тот же период, что и св. вмч. Георгий Победоносец (день памяти св. вмч. Дмитрий Солунского - 26 октября (8 ноября) 306 г. , день памяти св. вмч. Георгия Победоносца- 23 апреля (6 мая) 303 года ). Оба великомученика были военноначальниками, проповедовали и были казнены на территориях, входивших в состав Римской империи, поэтому их иконография изображает их в римских одеждах, с римскими прическами и выбритыми лицами. Как и св. вмч. Георгия Победоносца, св. вмч. Дмитрия Солунского часто изображали на коне, только поражающего копьем не змея, а вражеского царя ( чудо о гибели царя Калояна). В православных странах количество икон св. вмч. Дмитрий Солунского уступало лишь иконам с изображением св. вмч. Георгия Победоносца (при этом на Западе иконография св. вмч. Дмитрия Солунского практически неизвестна). Для его изображения древние иконописцы имели следующие наставления:
«…святаго славнаго великомученика Димитрия Селунскаго, иже прободен в ребра копием, млад, вооружен доспех санкир с белилом, пернат верх празелен, препоясан ширинкою, в руце копие да свиток, а в левой меч в ножнах, колени голы, а в свитке писано: «Господи, не погуби град и людей, аще град спасеши, с ними и аз спасен буду, аще погубиши, с ними и аз погибну».
Святой вмч. Димитрий Солунский (греческая икона, 1824 год) |
Святой вмч. Георгий Победоносец (Середина 14 века, новгородское письмо) |
Именно в честь этого святого названа Дмитриевская (Дмитровская) башня — проездная башня Нижегородского кремля, выходящая на площадь Минина и Пожарского. Считается главными воротами крепости. (Является неофициальным символом Нижнего Новгорода).
По преданию, именно в часовне св. вмч. Дмитрия Солунского молился перед своим знаменитым подвигом русский инок-богатырь Пересвет, (часовня располагалась в 40 км от Куликова поля и в 7 км от города Скопина. Там святой и оставил свой монашеский посох, изготовленный из яблони), и именно в день памяти этого святого отмечается «Родительская» или Дмитриева суббота… Но обо всем по порядку.
Св. вмч. Дими́трий Солу́нский, или Дими́трий Фессалоники́йский (греч. Δημήτριος της Θεσσαλονίκης), известен также, как Дими́трий Мирото́чец (греч. Δημήτριος ο Μυροβλύτης; † 306 год) — христианский святой, почитаемый в лике великомучеников. Принял венец мученичества во время правления императора Диоклетиана. Память совершается в Православной церкви 26 октября (8 ноября).
Согласно житию, св. вмч. Димитрий был сыном римского проконсула в Фессалониках. Его родители были христианами. После смерти отца Димитрий был назначен императором на ту же должность. Получив назначение, Димитрий проявил себя как открытый христианин, проповедовал в городе и обратил в христианство многих его жителей, невзирая на начавшиеся гонения.
Известия о деятельности Димитрия стало известно в Риме и, возвращаясь с войны против славянских племён, соправитель римского императора Максимиан остановился в Салониках. Предвидя последующие события, Димитрий поручил своему рабу Луппу раздать своё имущество бедным, а сам «стал молиться и поститься, готовясь таким образом к венцу мученическому». Приведённый на суд к императору, Димитрий исповедал себя христианином и был заключён в темницу. Спустя несколько дней в городе были устроены бои, в которых императорский любимец непобедимый германец Лий побеждал многих противников, в числе которых было много христиан, которых понуждали к бою с ним, ибо таким образом Максимиан рассчитывал вызвать в христианской общине сомнения и страх. Воин-христианин Нестор, видя нарастающую в христианской общине растерянность, ночью пришел к Дмитрию в темницу за благословением на бой с могучим германцем. Во время поединка он одолел и сбросил Лия с помоста на копья. В гневе от потери своего лучшего бойца император приказал тут же казнить Нестора, а следующим утром и Димитрия:
«…Лишь только забрезжилось утро 26 октября, в темницу к Димитрию вошли воины; они застали святого мужа стоящим на молитве, и тут же устремились на него и пронзили копьями. Так предал сей исповедник Христов в руки Создателя честную и святую свою душу…
…Тело мученика было ночью погребено солунскими христианами, а раб Лупп «благоговейно взял ризу своего господина, орошенную его честною кровью, в которой омочил и перстень. Сею ризою и перстнем он сотворил много чудес» — Димитрий Ростовский. Жития святых (26 октября).
Согласно житию, после казни Димитрия его тело было брошено на съедение зверям, но они не тронули его, и останки были погребены солунскими христианами. В IV веке над могилой святого в Салониках была построена первая церковь в его честь — базилика Святого Димитрия. Спустя сто лет, в 412—413 годах иллирийский вельможа Леонтий в память об избавлении его от паралича построил первую большую церковь. Алтарная часть построенной церкви была расположена над предполагаемым местом захоронения святого, и именно при её строительстве были позже обретены мощи святого Димитрия.
Мощи поместили в серебряный киворий. Он имел шестиугольное основание, глухие стены и кровлю, увенчанную крестом. Внутри находилось серебряное ложе с изображением лика святого. Верующие могли заходить внутрь и возжигать перед ним свечи. (Описание кивория было сделано фессалоникийским архиепископом Иоанном в середине VII века, также его изображение было на мозаике северной колоннады базилики). К сожалению, до наших дней реликвия не сохранилась- киворий был утрачен при пожаре в VII веке.
После этого мощи поместили в мраморную гробницу. Предположительно в конце XII — начале XIII века, они были вывезены из Салоник в Италию. Мощи были вновь обнаружены в 1520 году в аббатстве города Сан-Лоренцо-ин-Кампо и вернулись обратно в Салоники только в XX веке: в 1978 году — честная глава, а в 1980 году — основная часть святых мощей (в Италии осталось шесть больших частиц).
Мощи святого Димитрия с древности почитались как мироточивые (причем, по свидетельствам очевидцев мироточение было невероятно обильным). Верующие, приходившие в базилику для поклонения святому, набирали миро в стеклянные ампулы, некоторые из них сохранились до наших дней и датируются XI—XII веками.
Сохранились мощевики XI—XII веков с кровью великомученика (в Великой Лавре Афона), с кровавой землёй (в Ватопедском монастыре Афона), а также с кровью и миром (энколпион XII—XIII века в Британском музее).
В 1197 году была принесена из Солуни во Владимир великим князем Всеволодом Юрьевичем икона великомученика Димитрия, написанная, по преданию, на его гробовой доске, и это событие было внесено как праздник в древние святцы. Эта икона сначала находилась в Киеве, потом во Владимире, а при великом князе Димитрии Ивановиче, в 1380 году, перенесена в Москву и поставлена в Успенском соборе.
Чудо о погибели царя Калояна — эпизод жития св. Димитрия Солунского. Согласно легенде, (пересказываемой, в частности, Димитрием Ростовским), именно этот святой в 1207 году чудесным образом явился в стан Калояна и пронзил его копьём, отчего злодей и погиб. Легенда стала популярным элементом иконографии святого вмч. Димитрия.
Дми́триевская суббо́та, Дмитриева суббота — день всеобщего поминовения усопших, родительская суббота в традиции Русской, Сербской и Болгарской православных церквей.
При этом в богослужебном уставе этот день не является заупокойным. Совершается ежегодно в субботу перед днём памяти великомученика Димитрия Солунского, приходящимся на 26 октября (8 ноября).
В православной литературе приводится мнение, что поминовение усопших в субботу перед днём памяти великомученика Димитрия Солунского была установлена князем Дмитрием Донским после тяжёлой и кровопролитной битвы на Куликовом поле. Куликовская битва завершилась в день Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября 1380 года, князь Димитрий Иоаннович по возвращении с битвы посетил Троице-Сергиеву лавру. В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой.
«…С величайшей радостью возвратился в Москву великий князь, получивший за столь славную победу над татарами прозвище Донского, и немедленно отправился к преподобному Сергию. Прибыв в обитель, он от всего сердца воздал благодарение Господу, «Сильному во бранех», благодарил святого игумена и братию за молитвы, рассказал преподобному подробно о битве, повелел служить заупокойные литургии и панихиды за всех воинов, убиенных на Куликовом поле…» -Дмитрий Ростовский, «Житие и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Сергия, Радонежского чудотворца».
В середине XIX веке святитель Филарет (Дроздов) писал:
«О Дмитриевой субботе постановления не знаю, кроме предания нашего, русского. Может быть, поминовение преподобным Сергием падших в Мамаевой битве было началом общаго поминовения? День поминовения, может быть, определился первою удобностию по возвращении из похода. Или, может быть, по кончине Дмитрия Донского в ближайшую подле ангела его субботу (обычный в неделе день поминовения усопших, потому что в сей день Господь наш пребывал в усопших) определили поминать его и сподвижников его, и, как всякому при сем, кстати было помянуть и своих присных, то поминовение сделалось всеобщим».
В конце 19-начале 20 века именно этот день отводится для поминовения воинов, погибших при защите Отечества, и в 1903 году был издан императорский указ о совершении в этот день в войсковых частях панихиды по воинам «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим».
В народе именно Дмитриевскую субботу проводили особо торжественно: ходили на могилы усопших родственников, служили здесь панихиды, заказывали в храмах молебны.
В субботу перед Дмитриевым днём на Руси справляли «прощальные поминки» по усопшим. Традиционной едой на поминках стали: кутья, овсяный кисель с сытой и молоком, пироги и блины.
Историческая справка:
Гай Авре́лий Вале́рий Диоклетиа́н (лат. Gaius Aurelius Valerius Diocletianus, имя при рождении — Диокл (лат. Dioclus); 22 декабря 244 года, Далмация — 3 декабря 311 года, Салона) — римский император с 20 ноября 284 года по 1 мая 305 года.
В 303 году Диоклетиан начал гонения на христиан, в результате которых появилось множество мучеников. Император приказал закрыть церкви, лишать христиан гражданских прав и уничтожить книги. Но вскоре после начала гонений он заболел и отказался от власти в Никомедии 1 мая 305 года. Несмотря на настоятельные просьбы представителей Рима, наотрез отказывался вернуться во власть. Умер при неизвестных обстоятельствах (по Аврелию Виктору — «от яда», по Лактанцию — «от голода и кручины», по Евсевию — «после продолжительной болезни и от дряхлости» в 311 году.
Марк Авре́лий Вале́рий Максимиа́н Герку́лий (лат. Marcus Aurelius Valerius Maximianus Herculius), более известный в римской историографии как Максимиа́н Герку́лий, — римский император в 285—305 годах (в 306—308 и 310 годах — узурпатор).
В 285 году он был объявлен цезарем Диоклетианом, а в 286 году получил титул августа и полномочия соправителя.
С 303 года Максимиан продолжил политику преследования христиан. В 305 году вместе с Диоклетианом отказался от престола, однако после восстания своего сына Максенция в 307 году вмешался в борьбу за престол. В 310 году он сделал попытку захватить Южную Галлию, но был разбит войсками Константина I и покончил жизнь самоубийством в Массалии (совр. Марсель).
Великое гонение — гонение на христиан, начавшееся при императоре Диоклетиане в 303 году и продолжавшееся при его наследниках до 313 года. Было последним и самым суровым гонением на христиан в Римской империи. В 303 году был издан приказ, юридически отменяющий гражданские права христиан и требующий от них соблюдения традиционных римских религиозных практик. В дальнейшем были выпущены новые указы, направленные против священников, а также обязывавшие всех жителей империи совершать языческие жертвоприношения. Во время гонений было убито несколько тысяч христиан, еще большее количество было изгнано или вынуждено бежать.
Сало́ники, Фессалони́ки (греч. Θεσσαλονίκη, Тесалоники) — второй по величине город Греции.
Согласно преданию, город основал македонский царь Кассандр и назвал в честь своей жены Фессалоники, единокровной сестры Александра Великого и дочери македонского царя Филиппа II, фессалийской царевны. Она же, в свою очередь, была названа Фессалоникой от слияния двух слов — Фессалия и Ника (др.-греч. Θεσσαλία + νίκη, есть Фессалия + победа).
Славяне отождествляли название с привычным старославянским словом «солунь», поэтому в имя великомученика несколько отлично от греческого.
Уроженцами города были святой великомученик Димитрий Солунский и святые равноапостольные Кирилл и Мефодий (IX век) — просветители славян, которые много способствовали началу традиции почитания св. вмч. Дмитрия Солунского в славянских странах.
В 1347 году в сан архиепископа Солунского был возведён святитель Григорий Палама (умер в 1359 году).
В 1387—1402 годах город принадлежал туркам. После поражения турок от Тамерлана был возвращён Византии. Турки вновь осаждали город с 1426 по 1430 год, и в 1430 году захваченный город стал частью Османской империи.
Интересный факт: в городе имеется Университет имени Аристотеля (греч. Αριστοτέλειο Πανεπιστήμιο Θεσσαλονίκης, часто называемый просто Аристотелевский университет) — самое крупное академическое учреждение как в самой Греции, так и вообще на Балканах, действующее в Салониках. Основан в 1925 году. Университет носит имя философа Аристотеля, а эмблема университета изображает св. вмч. Димитрия Солунского, который является покровителем города Салоники.
Тропарь великомученику Димитрию Солунскому, глас 3
Вели́ка обpе́те в беда́х/ тя побо́pника вселе́нная, стpастоте́pпче,/ язы́ки побежда́юща./ Я́коже у́бо Ли́еву низложи́л еси гоpды́ню,/ и на по́двиг деpзнове́нна сотвоpи́в Не́стоpа,/ та́ко, свя́те Дими́тpие,/ Хpисту́ Бо́гу моли́ся// даpова́ти нам ве́лию ми́лость.
Перевод: Великого в бедах защитника, язычников побеждающего, в тебе, страстотерпец, обрела вселенная. И как ты низверг гордыню Лия, на борьбу вдохновив Нестора, так, святой Димитрий, Христа Бога моли, да дарует Он нам великую милость.
Кондак великомученику Димитрию Солунскому, глас 2
Крове́й твои́х струя́ми, Дими́трие,/ Це́рковь Бог обагри́,/ да́вый тебе́ кре́пость непобеди́мую,/ и соблюда́я град твой невреди́м:// того́ бо еси́ утвержде́ние.
Перевод: Потоками крови твоей, Димитрий, Церковь Бог обагрил, дав тебе силу непобедимую и сохраняя град твой невредимым, ибо ты – его утверждение.
Величание великомученику Димитрию Солунскому
Велича́ем тя, страстоте́рпче святы́й Дими́трие, и чтим честна́я страда́ния твоя́, я́же за Христа́ претерпе́л еси́.
Молитва великомученику Димитрию Солунскому
Святы́й и сла́вный великому́чениче Христо́в Дими́трие, ско́рый помо́щниче и те́плый засту́пниче с ве́рою притека́ющих к тебе́! Предстоя́ с дерзнове́нием Небе́сному Царю́, испроси́ у Него́ проще́ние согреше́ний на́ших и о е́же изба́витися нам от всегуби́тельныя я́звы, тру́са, пото́па, огня́, меча́ и ве́чныя ка́зни. Моли́ бла́гость Его́, е́же уще́дрити град сей, оби́тель сию́ и вся́кую страну́ христиа́нскую. Исхода́тайствуй у Царя́ ца́рствующих на враги́ побе́ду и одоле́ние правосла́вным христиа́нам, всей держа́ве правосла́вной мир, тишину́, тве́рдость в ве́ре и преспе́яние во благоче́стии; нам же, чту́щим честну́ю па́мять твою́, испроси́ благода́тное укрепле́ние на дела́ блага́я, да благоутро́бное Влады́це на́шему Христу́ Бо́гу зде творя́ще, сподо́бимся моли́твами твои́ми насле́довати Ца́рствие Небе́сное для ве́чнаго прославле́ния Его́ со Отце́м и Святы́м Ду́хом. Ами́нь.