У русских и вообще у всех славянских народов мы видим с древнейших времен особенное чествование святого Димитрия, сербы и болгары чтут его как патрона славянской народности, называют «отечестволюбцем» славянских народов. В русских летописях имя Димитрия встречается на первых же страницах, прежде чем было упомянуто имя какого-либо другого святого: о нём упоминает преподобный Нестор в рассказе о взятии великим князем Олегом Константинополя. По словам русского летописца, своё поражение греки приписывали не храбрости славян, а заступлению за них святого Димитрия, их покровителя.

 

Социальный центр с храмом святого великомученика Дмитрия Солунского, поднимется в самом центре нового петербургского района – «Балтийской жемчужины».


Идея строительства в Санкт-Петербурге православного храма посвященного святому великомученику Димитрию Солунскому появилась еще летом 2015 года, ведь в Санкт-Петербурге на тот период находился только один действующий храм посвященный этому великому святому – деревянная церковь святого великомученика Димитрия Солунского в Коломягах.


31 октября 2015 года произоше теракт на борту рейса 9268 в небе Синайского полуострова, в которой погибли 224 человека, из них 130 петербуржцев. Петербург – город огромный. Но это горе коснулось практически каждую семью: знали лично, знакомые знакомых, у настоятеля будущего храма, священника Сергия Кубышкина, в авиакатастрофе погиб друг, также в этой катастрофе погиб сын первого учителя священника.


Отец Сергий обратился к родственникам жертв авиакатастрофы, некоторых из которых он давно знал лично, с предложением увековечить память их родных и близких в живом сооружении – православном храме, в котором бы на каждом богослужении поминовались все жертвы теракта и в память о погибших совершалось социально-просветительская миссия.


В феврале 2016 года родственники погибших, объединившиеся в благотворительном фонде "Рейс 9268", единодушно поддержали эту идею и обратились к губернатору Санкт-Петербурга с просьбой об увековечивании памяти родных и близких в Санкт-Петербурге. Идея строительства единого здания - социального центра и православного храма, объединила как православных родственников жертв, так и представителей иных конфессий.

 

Администрацией города было принято решение о том, что в Красносельском районе Санкт-Петербурга, на берегу Матисова канала, будет воздвигнут социальный центр с православным храмом во имя святого великомученика Димитрия Солунского, в котором будет совершаться особая молитва за каждого из 224 погибших в теракте. 

 

Приход получил 45 соток земли на берегу Матисова канала рядом с проспектом Героев, на территории, отведенной по Генеральному плану развития Санкт-Петербурга под общественно-деловую застройку. На участке рядом с будущим социальным центром и храмом, ЗАО "Балтийская жемчужина"  до декабря 2020 года будут возведены три социальных объекта - сблокированная поликлиника для детей и взрослых, подстанция скорой помощи и полицейский участок.

 

Важно отметить, что площадка строительства социального центра и храма св. Димитрия Солунского не потеснит площадки строительства соседних зданий - поликлиники, отделения полиции и станции скорой помощи, - поскольку будет располагаться исключительно на территории примыкания к будущему объекту недвижимости коммерческого назначения.

4 апреля 2018 года с участием вице-губернатора Игоря Албина состоялось совещание по вопросу реализации проекта строительства социального центра с храмом Великомученика Димитрия Солунского на территории многофункционального комплекса «Балтийская жемчужина». В совещании приняли участие и.о.начальника Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга Евгений Ким, заместитель председателя Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга Павел Борисенко, первый заместитель председателя Комитета по градостроительству и архитектуре Павел Соколов, заместитель председателя Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Ксения Кононевская, советник митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Валерий Калугин, генеральный директор ЗАО «Балтийская жемчужина» Ван Лянцзюнь.

Заместитель председателя Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга Павел Борисенко сообщил, что Комитетом совместно с инвестором и проектной организацией подготовлен перечень мероприятий по проектированию и строительству социального центра с храмом по адресу: г.Санкт-Петербург, Красносельский район, муниципальный округ Южно-Приморский, улица Адмирала Черокова (участок 15, 16, квартал 38-6), архитектурный проект выполнен ООО «Архитектурная мастерская Цыцина». В составе объекта предполагается разместить социальный центр, библиотеку, помещения для занятий детского хора.

Строительство будет реализовано в несколько этапов. В рамках 1-й очереди возводится социальный центр (срок - до 30 июня 2021 г.) с последующим оформлением права собственности православного прихода на объект 1-й очереди и земельный участок. В социальном центре будет размещен центр психологической помощи людям, потерявшим своих родных и близким, совместно с благотворительным обществом "Апельсин" будет совершаться системная работа по реабилитации особых деток, будет работать детский хор, педагог по вокалу, художественный кружок, библиотека, и будет совершаться много других видов социальной работы.

Срок завершения строительства 2-й очереди объекта - храма - 2022 г. Территория, непосредственно прилегающая к Матисову каналу, будет благоустроена с обеспечением свободного подхода к водному объекту.

Градостроительный облик объекта был ранее одобрен 7 апреля 2018 года  на закрытом заседании Градостроительного совета под председательством главного архитектора Санкт-Петербурга Владимир Григорьева.

В рамках совещания у вице-губернатора СПб состоялось подписание договора субаренды земельного участка между ЗАО «Балтийская жемчужина» и Православной местной религиозной организацией «Приход Храма Великомученика Дмитрия Солунского» для строительства социального центра с храмом. Документы подписали генеральный директор ЗАО «Балтийская жемчужина» Ван Лянцзюнь и настоятель Прихода Храма иерей Сергей Кубышкин.

«Это хороший подарок накануне Пасхи, православным и всем веротерпимым жителям «Балтийской жемчужины». У Бога всего много: и для православных, и для неправославных. И это добрый жест со стороны наших китайских партнеров, наших друзей. Я квалифицирую такое общение как элементы народной дипломатии, которые только укрепляют теплые отношения между нашими государствами. Надеюсь, это не последний проект, который наши китайские друзья реализуют в Санкт-Петербурге и в России», - отметил вице-губернатор Игорь Албин, поздравляя стороны соглашения с его подписанием.

 

2 июля 2019 года было открыто разрешение на строительство первой очереди Социального центра с храмом святого великомученика Димитрия Солунского.

В рамках проекта, в мае 2019 года получившего положительное заключение государственной экспертизы, возводится одноэтажное здание социального центра общей площадью 640 м2, в котором будут располагаться помещения для занятий музыкально-хоровой студии, школы изобразительных искусств, службы психологической помощи людям, потерявшим своих родных и близких. 


Ход работ:

 

2018 год

- 4 апреля 2018 года – подписан договор субаренды земельного участка для строительства храма

Апрель - декабрь - разработка проекта социального центра и храма, подготовка разрешительной документации, согласование проекта

 

 

2019 год.

- январь-июнь – прохождение гоударственной экспертизы проектной документации, устранение замечаний экспертизы проектной мастерской.

- 2 июля – открыто разрешение на строительство первой очереди – социального центра

- июль-август – обустройство строительной площадке, проведено на постоянной основе электричество 149 кВт.

- 1 сентября – забита первая свая из 169 12-метровых свай в основании будущего храма

- октябрь  – начата срубка свай

- ноябрь – обустройство котлована

 

 

2020 год

- январь – армирование фундамента социального центра.

- 1 февраля –  заливка фундамента социального центра.

- февраль – заливка стен социального центра

- март – подготовка к заливке перекрытия социального центра

- апрель – армирование плиты II очереди строительства – храма великомученика Димитрия Солунского

- 17 апреля – залита фундаментная плита храма

- май-июнь – возведение стен первого этажа 2 очереди строительства

- июль – заливка перекрытия первого этажа храма

- август – возведение железобетонных конструкций притвора храма, начало внутренней отделки социального центра, армирование и заливка перекрытия хоров храма

- сентябрь – установка водомерного узла, чистовая отделка подвальных помещений, монтаж эксплуатируемой кровли социального центра

- октябрь – заливка монолитных стен и колон верхнего храма Димитрия Солунского, монтаж окон социального центра

- 1 ноября - первое богослужение  в строящемся храме. Панихида по погибшим в небе Синая на 5 годовщину теракта 

 

 

 

 

ПОМИНАЛЬНЫЕ ХРАМЫ

 

Практически во всех культурах, странах и народностях было особое отношение к погребению людей, бывших важной частью общества. Когда какой-то народ терял своих героев, мудрых вождей, философов или умельцев, то это была потеря не только для их семейств, но и всего общества в целом. Память об этих людях народы старались сохранить в веках. Египтяне возводили свои пирамиды и ставили обелиски, римляне насыпали над телами герое курганы и создавали памятные скульптуры, греки возносили молитвы за души умерших. У христиан день смерти воспринимался как день когда их брат ушел ко Господу, в жизнь вечную. Печаль родственников и любивших ушедшего, не могла затмить понимания того, что человек ушел в мир куда более справедливый и прекрасный. Но и память о нем на земле они так же старались сохранить не только из уважения и любви, но и в память и назидание потомкам. Человеческое тело- жилище души, созданной по образу Самого Творца, и если есть такая возможность, то об «одежде души» следует позаботиться с уважением.

 

Разумеется, традиции погребения менялись и переосмыслялись в течении всего христианства. Первые погребения христиан были продолжением древнееврейских традиций и обрядов. Но во времена первых веков гонений, тела умерших, или убитых за веру приходилось хоронить тайно, что бы без опаски совершить обряды и богослужение. (Во времена Юлиана Отступника, по распоряжению властей, христианам и язычникам вообще запрещалось погребение днем или утром). Переосмысливалась сама суть отношения к смерти. Место скорби и отчаяния занимали вера в неизбежную встречу после разлуки, надежда Воскрешения, победа над смертью... По учению Святой Православной Церкви все верующие в Господа Иисуса Христа не умирают, но живут вечно. «Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет во век» (Ин. 11:26). Поэтому умирающие православные христиане не перестают быть членами Святой Церкви, сохраняя молитвенное общение со всеми остальными ее чадами.

 

Весьма рано пошла традиция хоронить рядом с местом проведения обрядов, словно бы показывая, что брат во Христе не умер навеки, а по прежнему находится среди любящих его, ибо, как справедливо замечено: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лук. 20:38). Сначала- возле мест богослужения в катакомбах и уединенных местах, позже – перенося их тела на христианские кладбища и возле храмов.

 

Интересный факт: на первых саркофагах и первых усыпальницах христиан были изображения, напоминающие, что смерти нет, и всегда есть надежда на спасение: пророк Иона (кит проглатывает его на одной стороне саркофага и выбрасывает на берег с другой стороны, Ной в ковчеге, выпускающий голубя, Даниил в яме со львами, символизирующий надежду на спасение, виноградная лоза как символ цикличности года и преображения природы, Господа в образе Доброго Пастыря, окруженного овцами, сам усопший и окружающие его люди с воздетыми к небу руками, просящие за него (так называемые «оранты») и прочие подобные изображения. Крест над могилами усопших-прежде всего символ победы Христа над смертью и адом, напоминание о том, что у Бога все живы и наше расставание-временное.

 

Евсевий Кессарийский утверждал, что Ап. Иаков был погребен в Иерусалиме близ храма. А равноап. Константин Великий и его дети были погребенены в храме  св. Апостолов. Император Констанций перенес в Константинополь мощи Апостолов Тимофея, Луки и Андрея. Святитель Василий Великий был погребен в церкви св. мчн. Евтихия, и т.д. 

В России начало этой традиции положил равноап. князь Владимир, перенеся в Десятинную церковь мощи своей бабушки: равноап. княгини Ольги. Князь Ярослав перенес в церковь мощи святых Бориса и Глеба. Про мощи святых, находящиеся в каждом православном храме и говорить не приходится… Петропавловская крепость стала усыпальницей династии Романовых, а некрополь Архангельского собора Московского Кремля включает в себя 56 погребений русских князей и царевичей (Ивана Калиты, Дмитрия Донского и др.)

 

На Западе: Вестминстерское аббатство — усыпальница многих английских королей и выдающихся людей Великобритании; Аббатство Сен-Дени — усыпальница французских королей четырёх династий, собор Монреале и кафедральный собор Палермо — усыпальницы королей Сицилии,  Акелдама — усыпальница христианских паломников, скончавшихся в Иерусалиме и пр.

Отдельной станицей вписана в православную традицию история воинских погребений- ведь испокон веков Отечество приходилось защищать от многочисленных попыток захвата и порабощения, ибо «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15:13).

 

Ярослав Мудрый воздвиг собор Святой Софии на месте битвы с печенегами, св. князь Андрей Боголюбский построил в 1165 году знаменитый храм Покрова на Нерли в память победы над волжскими булгарами и в честь погибшего в той битве сына Изьяслава. Дмитрий Донской, после победы в куликовской битве воздвиг в память о погибших воинах во имя Всех Святых «на Кулишках» в Москве, церковь Рождества Пресвятой Богородицы (в Старом Симонове). В память о разгроме Казанского ханства и взятии Казани Иван Грозный возвел собор Покрова Пресвятой Богородицы «на Рву» (более известный в народе как собор Василия Блаженного), а всего через два дня после битвы, царь уже отдал приказ со всевозможными почестями похоронить павших в общей могиле и возвести рядом с ней монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы, где должны были вечно поминать павших в бою и молиться за них. Освобождение Москвы от поляков и окончание Смутного времени увековечено строительством церкви Покрова Пресвятой Богородицы «в Медведково». Петр Первый воздвиг Сампониевскую церковь в честь победы над шведами в Полтавской битве (там впервые появились мемориальные доски с именами героев сражения и росписи, напоминающие о ключевых моментах сражения). Мощи Ильи Чеботка, которого ассоциируют с былинным Ильей Муромцем, до сего дня покоятся в пещерах Киево-Печерской Лавры. Для увековечивания в веках памяти об Отечественной войне 1812 года Александр Второй приказал воздвигнуть в Москве храм Христа Спасителя, там так же были размещены памятные доски с основными событиями войны и именами погибших. А в память о Крымской войне Александр Второй возвел в Севастополе два храма (один из них знаменитейший Владимирский собор, более известный как «Храм Адмиралов», ибо там покоятся тела легендарных русских моряков: Истомина, Нахимова, Лазарева и пр.  В Петербурге был прекрасный храм муч. Мирония, которую повелел построить Николай Первый для Л.Г. Егерского полка, в честь от героизма при сражении под Кульмом. В память о погибших во время русско-японской войны моряках был построен в Петербурге храм во имя Честных Древ Креста Господня и свят. Николая, более известный как «Спас-на- водах». М.М.Тучковой, вдовой погибшего в Бородинском сражении генерала А.А.Тучкова, на месте его гибели был основан сначала небольшой каменный храм Спаса Нерукотворного. Ныне на Бородинском поле вокруг Спасо-Бородинского монастыря, организован мемориал, посвященный погибшим в двух Отечественных войнах.

 

Разумеется и все полковые храмы (Семеновского, Преображенского, Измайловского и пр. полков), несли в себе ту же функцию и ту же идею: у Бога все живы, и во время молитвы плечом к плечу стоят и живые и ушедшие, ибо они все-христиане… Перечень этих храмов можно перечислять очень долго, история каждого из них красочна и по своему уникальна. Есть они и за рубежом, и, по счастью, традиции продолжаются в наши дни.

 

Поминовение усопших и панихида.

 

О милых спутниках, которые наш свет
Своим сопутствием для нас животворили,
Не говори с тоской: их нет;
Но с благодарностию: были.

 

Василий Жуковский

 

Наш Господь, Иисус Христос, когда был распят на кресте, сказал следующие слова уверовавшему преступнику: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю», и бывший разбойник взмолился: «Помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое» Лк 23:42. Молитва церковная, особенно за усопших необходима.

 

«Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» Мф 18 — 19,20.

В молитве об усопшем, в панихиде, изображается судьба человека и человечества. То есть первородный грех, когда Адам и Ева были изгнаны из Рая за непослушание. То как Господь упоминает о нашей тленности словами: «земля ты есть и в землю обратишься» Быт 3, 19.

Панихидой называется краткая служба, состоящая из молитв о прощении грехов и упокоении умершего в Царстве Небесном. Панихида бывает двух типов: 1) индивидуальная 2) общая(вселенская и родительская). Индивидуальная проводится на 1, 3, 9, 40 день, в день ангела, полгода и годовщины. Для молитв за умерших назначен и особый день в седмице – суббота, в которую полагается заупокойная служба (кроме праздников, если случатся в этот день).

 

Название происходит от греческого слова «панихис», что означает «всенощная», и отсылает к первым векам христианства, когда панихида совершалась в ночь после смерти человека. А называется она всенощной потому что раньше, в Древней Руси именно в первой половине ночи и производилось служба по усопшему. 

 

Панихиду обычно проводят в храме, но могут проводить и над могилой, тогда панихида называется литией.

«Упокой» — просят Всевышнего во время панихиды. Физическая смерть человека не означает полный покой для умершего. Его душа может страдать от нераскаянных грехов, угрызения совести, осознания ошибок, вины перед близкими и даже просто тоске по оставленным на земле родным людям. Именно поэтому мы, живые, молимся об усопших, молим Бога дать им покой и облегчение. Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. С древних времен заказывать поминания на Неусыпаеом Псалтири считается доброй и большой милостынею за усопшего.

Церковь и близкие ушедших помнят основной закон Божественного Суда над душами усопших— Божественное милосердие — и вдохновляют нас на молитву и прошения.

 

Панихиды, заочные отпевания и любые заупокойные молитвы, кроме поминовения записок на Проскомидии, не совершаются в период от четверга Страстной седмицы (последняя неделя перед Пасхой) до Антипасхи (первое воскресенье после Пасхи). Очное отпевание в эти дни допускается, кроме самого праздника Пасхи. В Рождество Христово, другие двунадесятые праздники, престольный праздник, заупокойная молитва отменяется Уставом, но может совершаться по усмотрению настоятеля храма.

 

В Русской Православной Церкви существует обычай приносить на канун (специальный стол на котором стоит Крест с Распятием и устроены лунки для свечей) различную снедь. Можно пожертвовать на канун лампадное масло, кагор. Эти приношения служат пожертвованием, милостыней за преставившихся и древним обычаем поминовения. В прежние времена существовал обычай кормить нищих, бездомных, сирот, а главное-делать добрые дела нуждающимся, чтобы было много молитвенников за умершего. Часто путают смысл данного обычая, зачем-то оставляя еду на могилах умерших (это не православный обычай). Смысл раздачи милостыни и еды - в жертве нуждающимся. Ибо, как советует Святитель Иоанн Златоуст: «Почти умершего милостынями и благотворениями: ибо милостыня служит к избавлению от вечных мук» и «Роскошное погребение, не есть любовь к умершему, но тщеславие. Если хочешь соболезновать об умершем, покажу тебе иной способ погребения и научу тебя полагать ризы, убранство, достойное его и его прославляющее: это милостыня».

 

«Я внимал вдохновенным, Божественным песнопениям панихиды. Сперва объяло меня одно чувство печали; потом оно начало облегчаться постепенно. К окончанию панихиды тихое утешение заменило собой глубокую печаль: церковные молитвы растворили живое воспоминание о умерших духовным услаждением. Они возвещали воскресение, ожидающее умерших! Они возвещали жизнь их, привлекали к этой жизни блаженство». Святитель Игнатий (Брянчанинов).

 

Панихида совершается только над христианами, крещеными в Православии. В записках нельзя писать имена некрещеных, самоубийц, безбожников, вероотступников, оккультистов и колдунов.

Над умершими крещеными младенцами совершается особое отпевание, как над непорочными и безгрешными, которых Церковь просит сподобить Царствия Небесного.

 

Сорокоуст о упокоении:

Этот вид поминовения усопших можно заказать и в любой день – здесь нет никаких ограничений. Великим постом, когда намного реже совершается полная литургия, в ряде церквей так практикуют поминовение – в алтаре в течение всего поста прочитывают все имена в записках и, если служат литургию, то вынимают частички.

 

Но, помня о необходимости обрядов и панихид, для христианина крайне важно личное участие в службе, добрые дела и ежедневные, ежечасные  усилия к тому, что бы и самому стать теми, кем замыслил нас Господь. Самому молитвенно участвовать в службах, подавать записки о здравии или о упокоении с просфорой к Божественной Литургии, а не уходить с нее, самоустраняясь от просьб за усопших и перекладывая это лишь на священнослужителей. Важнейшая церковная молитва за живых и усопших совершается за проскомидией, которая совершается перед литургией во время чтения часов. Записки с именами подают в «свечной ящик», оттуда их несут в алтарь вместе с просфорами. Священник читает записки и вынимает «поминальные» частицы из просфор.

 

Просфора — это небольшой круглый хлеб с изображением Креста и надписью «IС ХC NI КА» («Иисус Христос побеждает»). Просфора (греч. — приношение ) изготавливается из пшеничной муки, заквашенной на дрожжах. Состоит из двух кружочков, которые готовят отдельно и затем соединяют, прилепляя один к одному.

 

Двухсоставность просфоры означает, что Божество и человечество в Иисусе Христе между собой нераздельны и неслиянны, как и кружочки в просфоре. Из просфор вынимают(вырезают) частички, и священник поминает (называет имена) тех, о ком просят помолиться в записках.

Все вынутые из просфор частицы полагаются около Агнца на дискосе и в конце обедни соединяются в Чаше со Святыми Дарами — Телом и Кровью Христовыми. Через такое соединение живые и мертвые получают ослабление грехов и жизнь вечную.

 

Кроме панихид по отдельным усопшим Церковью совершаются еще т.н. вселенские или родительские панихиды. Они служатся в особые дни, называемые Родительскими субботами:

мясопустную (в субботу, перед началом Масленицы) мясопустная родительская суббота восходит к апостольскому времени, по преданию Церкви, изложенном Саввою Освященным;

- Троицкую (суббота, накануне праздника Святой Троицы);

- Димитриевскую (последняя суббота перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского — 8 ноября).

2-й, 3-й и 4-й седмиц (недель) Великого поста;

- в Радоницу;

- 11 сентября, в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи;

- 9 мая совершается поминовение усопших воинов, на поле брани за Веру и Отечество живот свой положивших.

- Дни Страстной недели, когда сердца верующих переполнены скорбными чувствами воспоминания Страстей Господних, и дни Светлой седмицы, когда все торжествует и радуется о Воскресшем Спасителе. 

 

Сорокоуст об упокоении:

Сорокоуст – это поминовение усопших на Литургии и панихидах непрерывно в течение сорока дней по кончине. Его заказывают после смерти или отпевания, а также в любое желаемое время. Обычно его заканчивают в сороковой или сорок первый день по смерти. В число этих дней входит и самый день кончины. Можно также заказать поминовение усопшего на полгода или год.

Помимо участия в заупокойных богослужениях, Святая Церковь заповедует своим чадам поминать усопших и на домашней молитве. Для этого в христианской традиции существует так называемый «помянник».

 

С древности в христианских семьях, заводили так называемый «помянник» — книжечку, в которую записывали имена живых и усопших сродников, даты их рождения, и дни их кончины. (у сохранявших эту благочестивую традицию, помянник становился практически летописью и родословной семьи. И эту добрую традицию было бы неплохо возродить и в наши дни. Помянники, (или синодики) существуют в монастырях и храмах, в них записывают имена священнослужителей, монахов, благотворителей, ктиторов, христолюбивых прихожан, во время службы эти списки вносятся в алтарь, и читаются во время Божественной литургии перед святым Престолом.

 

Молитва об усопших:

«Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.»